Программа развития "Лицей №8 - шаг в будущее. Эффективность. Качество. Престиж" на 2006-2010гг
Программа развития - комплексный долгосрочный нормативно-правовой документ, в котором проанализированы имеющиеся достижения школы, намечены основные тенденции, цель и задачи обучения, воспитания и развития учащихся, спланированы инновационные преобразования, указаны предполагаемые конечные результаты и критерии их оценки.
Данная программа является третьей частью основного проекта «Лицей №8 – Шаг в будущее». Содержание программы направлено на формирование престижа образования в лицее и в целом в обществе, устойчивых показателей качества образования выпускников, эффективности педагогической деятельности.
Первая часть проекта «Лицей № 8 - Шаг в будущее» программа "Информатизация" была представлена на городской конкурс образовательных программ в 2002 году, ей присуждена Премия города Нижнего Новгорода. Вторая часть проекта «Лицей № 8 - Шаг в будущее» воспитательная система лицея № 8 была представлена на конкурс городских программ в 2004 году и ей также была присуждена Премия города Нижнего Новгорода. «Воспитательная система лицея № 8. «Шаг в будущее» стала победителем Всероссийского конкурса воспитательных систем, отмечена дипломом II степени.
ПАСПОРТ ПРОГРАМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЦЕЯ
Заказчик программы: Совет лицея.
Основная идея: системное построение инновационной деятельности образовательного учреждения через реализацию программы развития, ее практической составляющей – инновационных проектов «Гражданин XXI века», «Научно-методический центр», «Школьный издательский центр».
Цель: становление лицеиста как современно-образованного, компетентного человека, достойного гражданина России.
Задачи:
- разработать основные положения модели «Лицей № 8: Шаг в будущее: Эффективность. Качество. Престиж»;
- создать целостную систему гражданского образования;
- способствовать становлению лицеиста как современно-образованного, компетентного человека, гражданина XXI века;
- совершенствовать условия для профессионального саморазвития педагогов через создание научно-методического центра; использовать и разрабатывать инновационные программы воспитания и обучения;
- участвовать в экспериментальной работе образовательного учреждения; создать школьный издательский центр; модернизировать организационную структуру управления;
- систематически совершенствовать нормативно-правовое и ресурсное обеспечение образовательного процесса;
- привлекать в образовательную систему лицея различные внебюджетные средства и обеспечить полную прозрачность целевого использования денежных средств.
Ожидаемые результаты:
- Создание Ассоциации «Лицеист», Научно-методического центра, Школьного издательского центра.
- Социально-гражданская компетентность всех субъектов образовательного процесса.
- Эффективность образовательной деятельности лицея (целевая, ресурсная, социально-психологическая, управленческая).
- Качество образования.
- Престиж образования, престиж лицея, престиж лицеиста.
- Нормативно-правовая база в соответствии с Законом «Об образовании», отвечающая целям и задачам, положениям концептуальной модели и структуре управления лицея.
- Конкурентноспособность лицея.
Методологический подход: компетентностный и личностно-ориентированное обучение и воспитание.
Система контроля: контроль за выполнением программы осуществляет Совет лицея, администрация, педагогический совет.
Разработчики программы: И.Н Ярцева - директор лицея, дважды Лауреат Премии г.Нижнего Новгорода в области образования; А.А.Персонова – заместитель директора лицея по учебно-воспитательной работе, Почетный работник образования, Лауреат Премии г.Нижнего Новгорода в области образования; Е.А.Кутовая - заместитель директора лицея по научно-методической работе, Лауреат Премии г.Нижнего Новгорода в области образования; С.Г.Баганова - заместитель директора лицея по воспитательной работе, Лауреат Премии г.Нижнего Новгорода в области образования; В.Н. Архипова - заместитель директора лицея по учебно-воспитательной работе; О.А.Петрова - заместитель директора лицея по учебно-воспитательной работе.
ПРОЕКТ "ГРАЖДАНИН XXI ВЕКА"
Данный проект предусматривает создание Ассоциации «Лицеист» как объединение субъек-тов образовательного процесса, близких по роду деятельности и задачам. Ассоциация – открытая система. В структуру Ассоциации входят: Совет, центр духовно-нравственного развития «Слово», Музей истории школы, Школьная академия, центр компьютерного творчества, Школьный театр им. Н.Н.Хрулева, школьный издательский центр. В основе деятельности лежит образовательная программа «Гражданин XXI века».
В настоящее время в России происходит становление новой системы образования, ориентированной на формирование таких качеств юных граждан России, как приверженность демократическим ценностям, чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе большой и малой Родины, умение адаптироваться к современным экономическим реалиям. В значительной мере эта задача на формирующуюся систему гражданского образования и воспитания детей и молодежи.
Гражданское и патриотическое воспитание в лицее находится на этапе осмысления, объединения и систематизации всех факторов, влияющих на развитие личности. Продолжая претворять в жизнь идеи программы «Мы впишем в историю яркие главы» и проекта «Верю в Россию», коллектив лицея создает проект «Гражданин XXI века».
Цели:
- создание благоприятных условий для гражданского становления и личностного развития лицеистов в процессе формирования активности жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и за будущее России;
- формирование гражданского сознания, чувства гордости за свой родной край, уважения и преданности родине, способности взять на себя ответственность за будущее России;
- воспитание учащихся чувства гражданского долга, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, гражданское становление и активная социализация юных граждан России.
Задачи:
Образовательные:
- закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках обществознания, граждановедения;
- освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;
- развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;
- развитие коммуникативных навыков;
- приобретение навыков групповой работы;
- освоение основных демократических процедур гражданского общества, повышение культуры правовых и деловых отношений; знакомство с содержанием экономических и политических отношений на государственном и международном уровне;
- овладение технологией социального проектирования и участия в реальной жизни.
Воспитательные:
- актуализация подрастающего поколения уважения к историческому и культурному прошлому Отечества;
- вовлечение учащихся в конкретную творческую деятельность по возрождению лучших культурно-исторических традиций Н.Новгорода;
- содействие процессам утверждения среди молодежи идей патриотизма, гуманизма, внимательного отношения к ветеранам войны и труда; помощь учащимся в освоении технологии «портфолио» (папки личных достижений школьника), которая поможет сделать более точный выбор профиля дальнейшего обучения и вида работы.
Педагогические принципы:
- гуманизации: содействие процессам утверждения среди молодежи идей патриотизма, гуманизма, внимательного отношения к ветеранам войны и труда.
- демократизации: привлечение учащихся, ветеранов, родителей к обсуждению программы проведения мероприятий, в реализации намеченных планов;
- дифференциации и индивидуализации: добровольный выбор предложенных направлений деятельности, учет интересов и возможностей учащихся во время подготовки и проведения мероприятий;
- комплексности: вся программа деятельности, проводимые мероприятия направлены на воспитание гражданственности, патриотизма.
Три основных направления деятельности проекта:
- ученическое самоуправление - функционирование органов ученического самоуправления на уровне классов и всего коллектива лицея во взаимодействии с другими органами школьного самоуправления и детскими общественными организациями;
- детские общественные организации - деятельность существующих (или создание новых) детских общественных организаций во взаимодействии с ученическим самоуправлением образовательного учреждения и местным самоуправлением через ассоциацию общественных объединений и т. п.;
- центры гражданского самообразования детей и молодежи - участие в работе центров гражданского самообразования детей и молодежи в режиме сетевого взаимодействия.
Основные технологии:
- социальное проектирование - разработка и реализация проектов, приносящих реальную пользу местному сообществу по инициативе школьников;
- круглый стол - организация и проведение общественных дискуссий по наиболее актуальным социальным проблемам;
- конференция, сбор, слет - обсуждение и принятие решений, определяющих основные направления деятельности, в том числе и конкретные программы и мероприятия;
- гражданский форум - комплексная технология. Форум проводится в период летних каникул как итоговое мероприятие прошедшего учебного года.
Вывод: таким образом, проект «Гражданин XXI века» способствует воспитанию лицеиста как достойного гражданина России.
ПРОЕКТ "НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР"
Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником собственной нравственной гражданской позиции, расширение его социального опыта. В результате реализации программы будет усовершенствована система управления методической работы в лицее через создание новой модели научно-методической службы, реорганизация которой направлена на процесс развития педагогического коллектива лицея.
Данная модель должна способствовать
- профессиональному обучению всех педагогических работников лицея в межкурсовой период;
- созданию такой профессиональной среды, в которой создаются условия для самореализации учителей, находящихся на разных уровнях профессионального мастерства;
- формированию микроклимата, ориентированного на обмен опыта и сотрудничество, создания организационных и финансовых условий для развития профессионального мастерства.
Новая модель методической службы предполагает создание новой структуры – научно-методический центр. Традиционный компонент методической службы образовательного учреждения. В его структуре мы выделяем:
- Методическую составляющую: школьные методические объединения, предметные и межпредметные кафедры.
- Информационную составляющую: служба методического кабинета лицея, служба Виртуального методического кабинета (на странице школьного сайта «Terra incognita»).
- Экспериментальную составляющую: опытно-экспериментальные площадки, временные творческие коллективы.
- Диагностическую составляющую: служба мониторинга, проблемные группы.
Школа профессионального самоопределения
В основе рассматриваемой организационной формы работы с педагогическими кадрами лежит дифференциация учителей по степени развитости педагогического мастерства:
- Мастер-класс – в состав данной группы входят учителя высокого педагогического мастерства (учителя высшей категории). Одним из доминирующих алгоритмов практической деятельности учителей, представляющих эту группу, является: новая идея - осмысление и анализ этой идеи – творческое развитие – открытое представление данной идеи для учителей лицея (района и т.п.). В основе деятельности учителя – самоконтроль.
- Школа совершенствования мастерства. В состав данной группы входят учителя, испытывающие затруднения в своей работе и стремящиеся к созданию собственного опыта. Руководят работой этой группы заместители директора, курирующие учителей-предметников, и учителя, входящие в мастер-класс. Доминирующий алгоритм работы: анализ затруднений учителя (через анкетирование и посещение уроков), определение проблемы, тренировочные практические занятия без детей, самообразование, педагогическая деятельность, создание собственного опыта.
- Группа становления мастерства. В состав данной группы входят молодые учителя, для которых организована Школа молодого специалиста. Работа организуется по трем направлениям: повышение квалификации учителя как предметника, повышение квалификации как методиста; повышение квалификации учителя как воспитателя. Руководство работой этой группы будут осуществлять заместители директора, курирующие учителей-предметников, и учителя, входящие в мастер-класс.
PR-сервис: Одной из задач школ повышенного уровня является накопление банка передового опыта и его популяризация. С этой целью считаем необходимым создание такой структуры, как PR-сервис, в состав которого входят:
- консультационная служба, деятельность которой заключается в выявлении, анализе, систематизации, обобщении и распространении передового педагогического опыта педагогов лицея через организацию мастер-классов, творческих мастерских, семинаров - практикумов для учителей школ района, города, области;
- информационная служба, задачей которой является подготовка к публикации материалов из опыта работы педагогов лицея в различных печатных изданиях и в электронном виде на страницах различных образовательных сайтов.
Руководство службами осуществляют заместители директора, руководители кафедр, методических объединений и учителя.
Вывод: Новизна заявленных подходов состоит в проектировании такой комплексной системы организации непрерывного повышения профессионализма учителей «Школа - методический центр», когда становится востребованным творчество учителя, происходит профессиональный творческий, личностный рост педагогов. Педагог в такой модели повышения профессионального мастерства имеет возможность построить свою собственную образовательную траекторию, адекватную его творческой индивидуальности, возможностям и способностям. Мы рассматриваем возможность развития лицея № 8 как методического центра, способного осуществить переход от традиционной модели повышения профессионального мастерства педагогов непосредственно в рамках образовательного учреждения к новой инновационной модели – реализации непрерывного развития профессионализма и педагогической компетенции учителя в условиях лицея.
ПРОЕКТ "ШКОЛЬНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР"
Деятельность школьного Издательского центра предполагает развитие информационной, коммуникативной и социальной компетенций участников образовательного процесса, являющимися одними из самых важных в человеческой деятельности. Умение быть понятым другими людьми – необходимое условие адаптации человека в обществе. Деятельность школьного Издательского центра призвана способствовать поддержанию имиджа образовательного учреждения как одного из востребованных учреждений г. Нижнего Новгорода, повышению престижа образования в целом, повышению престижа лицея и престижа каждого ученика.
Целями данного проекта являются: совершенствование условий для самореализации творческих способностей участников образовательного процесса; популяризация педагогического опыта преподавателей лицея; развитие традиций издательского дела в лицее.
Задачами деятельности школьного издательского центра являются: формирование образовательной политики лицея; объединение всех участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, админи-страции, родителей); формирование гражданского сознания посредством научной и творческой деятельности; сохранение и развитие традиций педагогического коллектива; влияние на развитие организационной культуры педагогического коллектива лицея; популяризация педагогического опыта; предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в педагогической деятельности учителей; стимулирование массового педагогического творчества и инициативы учителей; взаимодействие и информирование общественности, средств массовой информации об образовательной деятельности лицея; привлечение внимания к научной и творческой деятельности лицеистов; популяризация опыта семейного воспитания.
В структуру школьного издательского центра входят:
- Редакция детских изданий: ученической газеты «Союз лицеистов», сборника «Науки юношей питают», Театрального альманаха.
- Редакция школьных методических изданий: школьной учительской газеты «Вера.Надежда. Любовь», Методического вестника, сборника «Педагогические чте-ния», родительской газеты «Содружество».
Школьная типография.
Вывод: Необходимость создания школьного издательского центра вызвана современными требованиями информационной политики общества и государства. В школьном издательском центре происходит объединение редакций детских и учительских изданий с целью развития, обновления и согласования деятельности. Новая структура позволит вывести на новый уровень качество печатной продукции, привлечь к издательской деятельности максимальное количество всех участников образовательного процесса и социальных партнеров.