Версия для слабовидящих

Программа развития "Лицей №8 - шаг в будущее. Эффективность. Качество. Престиж" на 2006-2010гг

Программа развития - комплексный долгосрочный нормативно-правовой документ, в котором проанализированы имеющиеся достижения школы, намечены основные тенденции, цель и задачи обучения, воспитания и развития учащихся, спланированы инновационные преобразования, указаны предполагаемые конечные результаты и критерии их оценки.

Данная программа является третьей частью основного проекта «Лицей №8 – Шаг в будущее». Содержание программы направлено на формирование престижа образования в лицее и в целом в обществе, устойчивых показателей качества образования выпускников, эффективности педагогической деятельности.

Первая часть проекта «Лицей № 8 - Шаг в будущее» программа "Информатизация" была представлена на городской конкурс образовательных программ в 2002 году, ей присуждена Премия города Нижнего Новгорода. Вторая часть проекта «Лицей № 8 - Шаг в будущее» воспитательная система лицея № 8 была представлена на конкурс городских программ в 2004 году и ей также была присуждена Премия города Нижнего Новгорода. «Воспитательная система лицея № 8. «Шаг в будущее» стала победителем Всероссийского конкурса воспитательных систем, отмечена дипломом II степени.



ПАСПОРТ ПРОГРАМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЦЕЯ

Заказчик программы: Совет лицея.

Основная идея: системное построение инновационной деятельности образовательного учреждения через реализацию программы развития, ее практической составляющей – инновационных проектов «Гражданин XXI века», «Научно-методический центр», «Школьный издательский центр».

Цель: становление лицеиста как современно-образованного, компетентного человека, достойного гражданина России.

Задачи:

  • разработать основные положения модели «Лицей № 8: Шаг в будущее: Эффективность. Качество. Престиж»;
  • создать целостную систему гражданского образования;
  • способствовать становлению лицеиста как современно-образованного, компетентного человека, гражданина XXI века;
  • совершенствовать условия для профессионального саморазвития педагогов через создание научно-методического центра; использовать и разрабатывать инновационные программы воспитания и обучения;
  • участвовать в экспериментальной работе образовательного учреждения; создать школьный издательский центр; модернизировать организационную структуру управления;
  • систематически совершенствовать нормативно-правовое и ресурсное обеспечение образовательного процесса;
  • привлекать в образовательную систему лицея различные внебюджетные средства и обеспечить полную прозрачность целевого использования денежных средств.

Ожидаемые результаты:

  • Создание Ассоциации «Лицеист», Научно-методического центра, Школьного издательского центра.
  • Социально-гражданская компетентность всех субъектов образовательного процесса.
  • Эффективность образовательной деятельности лицея (целевая, ресурсная, социально-психологическая, управленческая).
  • Качество образования.
  • Престиж образования, престиж лицея, престиж лицеиста.
  • Нормативно-правовая база в соответствии с Законом «Об образовании», отвечающая целям и задачам, положениям концептуальной модели и структуре управления лицея.
  • Конкурентноспособность лицея.

 Методологический подход: компетентностный и личностно-ориентированное обучение и воспитание.

Система контроля: контроль за выполнением программы осуществляет Совет лицея, администрация, педагогический совет.

Разработчики программы: И.Н Ярцева - директор лицея, дважды Лауреат Премии г.Нижнего Новгорода в области образования; А.А.Персонова – заместитель директора лицея по учебно-воспитательной работе, Почетный работник образования, Лауреат Премии г.Нижнего Новгорода в области образования; Е.А.Кутовая - заместитель директора лицея по научно-методической работе, Лауреат Премии г.Нижнего Новгорода в области образования; С.Г.Баганова - заместитель директора лицея по воспитательной работе, Лауреат Премии г.Нижнего Новгорода в области образования; В.Н. Архипова - заместитель директора лицея по учебно-воспитательной работе; О.А.Петрова - заместитель директора лицея по учебно-воспитательной работе.


ПРОЕКТ "ГРАЖДАНИН XXI ВЕКА"

Данный проект предусматривает создание Ассоциации «Лицеист» как объединение субъек-тов образовательного процесса, близких по роду деятельности и задачам. Ассоциация – открытая система. В структуру Ассоциации входят: Совет, центр духовно-нравственного развития «Слово», Музей истории школы, Школьная академия, центр компьютерного творчества, Школьный театр им. Н.Н.Хрулева, школьный издательский центр. В основе деятельности лежит образовательная программа «Гражданин XXI века».

В настоящее время в России происходит становление новой системы образования, ориентированной на формирование таких качеств юных граждан России, как приверженность демократическим ценностям, чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе большой и малой Родины, умение адаптироваться к современным экономическим реалиям. В значительной мере эта задача на формирующуюся систему гражданского образования и воспитания детей и молодежи.

Гражданское и патриотическое воспитание в лицее находится на этапе осмысления, объединения и систематизации всех факторов, влияющих на развитие личности. Продолжая претворять в жизнь идеи программы «Мы впишем в историю яркие главы» и проекта «Верю в Россию», коллектив лицея создает проект «Гражданин XXI века».

Цели:

  • создание благоприятных условий для гражданского становления и личностного развития лицеистов в процессе формирования активности жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и за будущее России;
  • формирование гражданского сознания, чувства гордости за свой родной край, уважения и преданности родине, способности взять на себя ответственность за будущее России;
  • воспитание учащихся чувства гражданского долга, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, гражданское становление и активная социализация юных граждан России.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках обществознания, граждановедения;
  • освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;
  • развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • приобретение навыков групповой работы;
  • освоение основных демократических процедур гражданского общества, повышение культуры правовых и деловых отношений; знакомство с содержанием экономических и политических отношений на государственном и международном уровне;
  • овладение технологией социального проектирования и участия в реальной жизни.

Воспитательные:

  • актуализация подрастающего поколения уважения к историческому и культурному прошлому Отечества;
  • вовлечение учащихся в конкретную творческую деятельность по возрождению лучших культурно-исторических традиций Н.Новгорода;
  • содействие процессам утверждения среди молодежи идей патриотизма, гуманизма, внимательного отношения к ветеранам войны и труда; помощь учащимся в освоении технологии «портфолио» (папки личных достижений школьника), которая поможет сделать более точный выбор профиля дальнейшего обучения и вида работы.

Педагогические принципы:

  • гуманизации: содействие процессам утверждения среди молодежи идей патриотизма, гуманизма, внимательного отношения к ветеранам войны и труда.
  • демократизации: привлечение учащихся, ветеранов, родителей к обсуждению программы проведения мероприятий, в реализации намеченных планов;
  • дифференциации и индивидуализации: добровольный выбор предложенных направлений деятельности, учет интересов и возможностей учащихся во время подготовки и проведения мероприятий;
  • комплексности: вся программа деятельности, проводимые мероприятия направлены на воспитание гражданственности, патриотизма.

Три основных направления деятельности проекта:

  • ученическое самоуправление - функционирование органов ученического самоуправления на уровне классов и всего коллектива лицея во взаимодействии с другими органами школьного самоуправления и детскими общественными организациями;
  • детские общественные организации - деятельность существующих (или создание новых) детских общественных организаций во взаимодействии с ученическим самоуправлением образовательного учреждения и местным самоуправлением через ассоциацию общественных объединений и т. п.;
  • центры гражданского самообразования детей и молодежи - участие в работе центров гражданского самообразования детей и молодежи в режиме сетевого взаимодействия.

Основные технологии:

  • социальное проектирование - разработка и реализация проектов, приносящих реальную пользу местному сообществу по инициативе школьников;
  • круглый стол - организация и проведение общественных дискуссий по наиболее актуальным социальным проблемам;
  • конференция, сбор, слет - обсуждение и принятие решений, определяющих основные направления деятельности, в том числе и конкретные программы и мероприятия;
  • гражданский форум - комплексная технология. Форум проводится в период летних каникул как итоговое мероприятие прошедшего учебного года.

Вывод: таким образом, проект «Гражданин XXI века» способствует воспитанию лицеиста как достойного гражданина России.


ПРОЕКТ "НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР"

Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником собственной нравственной гражданской позиции, расширение его социального опыта. В результате реализации программы будет усовершенствована система управления методической работы в лицее через создание новой модели научно-методической службы, реорганизация которой направлена на процесс развития педагогического коллектива лицея.

Данная модель должна способствовать

  • профессиональному обучению всех педагогических работников лицея в межкурсовой период;
  • созданию такой профессиональной среды, в которой создаются условия для самореализации учителей, находящихся на разных уровнях профессионального мастерства;
  • формированию микроклимата, ориентированного на обмен опыта и сотрудничество, создания организационных и финансовых условий для развития профессионального мастерства.

Новая модель методической службы предполагает создание новой структуры – научно-методический центр. Традиционный компонент методической службы образовательного учреждения. В его структуре мы выделяем:

  • Методическую составляющую: школьные методические объединения, предметные и межпредметные кафедры.
  • Информационную составляющую: служба методического кабинета лицея, служба Виртуального методического кабинета (на странице школьного сайта «Terra incognita»).
  • Экспериментальную составляющую: опытно-экспериментальные площадки, временные творческие коллективы.
  • Диагностическую составляющую: служба мониторинга, проблемные группы.

Школа профессионального самоопределения

В основе рассматриваемой организационной формы работы с педагогическими кадрами лежит дифференциация учителей по степени развитости педагогического мастерства:

  • Мастер-класс – в состав данной группы входят учителя высокого педагогического мастерства (учителя высшей категории). Одним из доминирующих алгоритмов практической деятельности учителей, представляющих эту группу, является: новая идея - осмысление и анализ этой идеи – творческое развитие – открытое представление данной идеи для учителей лицея (района и т.п.). В основе деятельности учителя – самоконтроль.
  • Школа совершенствования мастерства. В состав данной группы входят учителя, испытывающие затруднения в своей работе и стремящиеся к созданию собственного опыта. Руководят работой этой группы заместители директора, курирующие учителей-предметников, и учителя, входящие в мастер-класс. Доминирующий алгоритм работы: анализ затруднений учителя (через анкетирование и посещение уроков), определение проблемы, тренировочные практические занятия без детей, самообразование, педагогическая деятельность, создание собственного опыта.
  • Группа становления мастерства. В состав данной группы входят молодые учителя, для которых организована Школа молодого специалиста. Работа организуется по трем направлениям: повышение квалификации учителя как предметника, повышение квалификации как методиста; повышение квалификации учителя как воспитателя. Руководство работой этой группы будут осуществлять заместители директора, курирующие учителей-предметников, и учителя, входящие в мастер-класс.

PR-сервис: Одной из задач школ повышенного уровня является накопление банка передового опыта и его популяризация. С этой целью считаем необходимым создание такой структуры, как PR-сервис, в состав которого входят:

- консультационная служба, деятельность которой заключается в выявлении, анализе, систематизации, обобщении и распространении передового педагогического опыта педагогов лицея через организацию мастер-классов, творческих мастерских, семинаров - практикумов для учителей школ района, города, области;

- информационная служба, задачей которой является подготовка к публикации материалов из опыта работы педагогов лицея в различных печатных изданиях и в электронном виде на страницах различных образовательных сайтов.

Руководство службами осуществляют заместители директора, руководители кафедр, методических объединений и учителя.

Вывод: Новизна заявленных подходов состоит в проектировании такой комплексной системы организации непрерывного повышения профессионализма учителей «Школа - методический центр», когда становится востребованным творчество учителя, происходит профессиональный творческий, личностный рост педагогов. Педагог в такой модели повышения профессионального мастерства имеет возможность построить свою собственную образовательную траекторию, адекватную его творческой индивидуальности, возможностям и способностям. Мы рассматриваем возможность развития лицея № 8 как методического центра, способного осуществить переход от традиционной модели повышения профессионального мастерства педагогов непосредственно в рамках образовательного учреждения к новой инновационной модели – реализации непрерывного развития профессионализма и педагогической компетенции учителя в условиях лицея.


ПРОЕКТ "ШКОЛЬНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР"

Деятельность школьного Издательского центра предполагает развитие информационной, коммуникативной и социальной компетенций участников образовательного процесса, являющимися одними из самых важных в человеческой деятельности. Умение быть понятым другими людьми – необходимое условие адаптации человека в обществе. Деятельность школьного Издательского центра призвана способствовать поддержанию имиджа образовательного учреждения как одного из востребованных учреждений г. Нижнего Новгорода, повышению престижа образования в целом, повышению престижа лицея и престижа каждого ученика.

Целями данного проекта являются: совершенствование условий для самореализации творческих способностей участников образовательного процесса; популяризация педагогического опыта преподавателей лицея; развитие традиций издательского дела в лицее.

Задачами деятельности школьного издательского центра являются: формирование образовательной политики лицея; объединение всех участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, админи-страции, родителей); формирование гражданского сознания посредством научной и творческой деятельности; сохранение и развитие традиций педагогического коллектива; влияние на развитие организационной культуры педагогического коллектива лицея; популяризация педагогического опыта; предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в педагогической деятельности учителей; стимулирование массового педагогического творчества и инициативы учителей; взаимодействие и информирование общественности, средств массовой информации об образовательной деятельности лицея; привлечение внимания к научной и творческой деятельности лицеистов; популяризация опыта семейного воспитания.

В структуру школьного издательского центра входят:

  • Редакция детских изданий: ученической газеты «Союз лицеистов», сборника «Науки юношей питают», Театрального альманаха.
  • Редакция школьных методических изданий: школьной учительской газеты «Вера.Надежда. Любовь», Методического вестника, сборника «Педагогические чте-ния», родительской газеты «Содружество».

Школьная типография.

Вывод: Необходимость создания школьного издательского центра вызвана современными требованиями информационной политики общества и государства. В школьном издательском центре происходит объединение редакций детских и учительских изданий с целью развития, обновления и согласования деятельности. Новая структура позволит вывести на новый уровень качество печатной продукции, привлечь к издательской деятельности максимальное количество всех участников образовательного процесса и социальных партнеров.

 Назад

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?