ИКТ на современном уроке: проблемы формирования единой информационной среды
ИКТ на современном уроке: проблемы формирования единой информационной среды
В условиях информационного общества владение информационными и коммуникационными технологиями во многом определяет психологическое и материальное благополучие человека, его востребованность как специалиста на рынке труда и его уверенность в будущем. В классификацию компетенций учителя иностранного языка, предложенную известным психологом И. А. Зимней, помимо предметной, методической, социально-психологической и компетенции личностного самосовершенствования и саморазвития включена информационно-технологическая компетенция. Она предусматривает овладение учителем иностранного языка компьютерной грамотностью с целью поиска и оперативной обработки необходимой информации, а также применение им современных информационных технологий в своей учебно-познавательной деятельности [2].
Мультимедийные образовательные технологии позволяют организовать учебный процесс на основе взаимодействия аудио- и видеофайлов под управлением интерактивного программного обеспечения. Как отмечает И. Г. Захарова, «изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Текстовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет» [1].
Мультимедийные программы дают ученику возможность коммуникации в системе «человек — компьютер», что коренным образом меняет традиционный процесс восприятия и усвоения знаний в обучающей среде. Компьютер применяется теперь не только как средство обучения, но и, главным образом, в качестве среды обучения. Учащиеся воспринимают его как компонент среды, в которой происходит общение, а учитель выступает в роли фасилитатора, координатора учебной деятельности.
Возможности ИКТ на современном уроке не ограничены. Так, мультимедийные программы на CD являются эффективным инструментом самостоятельного обучения. Их главные преимущества — компактность, большие выразительные способности в представлении учебного материала (видео, звук, динамические изображения — анимации), интерактивность, низкая стоимость. Применение цифровых видеопроекторов, подключенных к компьютеру, интерактивных досок позволяет перейти от традиционной технологии обучения к новой интегрированной образовательной среде. Педагог получает вместо доски и мела мощный инструментарий для представления информации в разнообразной форме (текст, графика, анимация, звук, цифровое видео) и сам определяет последовательность и способ изложения материала.
Кроме того, практические занятия на компьютерах, объединенных в локальную сеть, предоставляют возможность обмена мультимедиаинформацией и ее совместного использования. Программное обеспечение системы позволяет ученикам выполнять индивидуальные и групповые упражнения, а педагог, наряду с возможностью контроля и управления, получает средства записи и протоколирования действий учеников для последующего анализа и комментирования.
Интернет также предоставляет педагогам и учащимся различные возможности, среди которых:
- проведение урока по теме. Уроки разрабатываются самим учителем либо берутся с сайтов www.english-to-go.com, www.center.fio.ru, www.teacher.fio.ru, www.ioso.ru/distant, www.eslcafe.com, www.reward.ru, www.techlearning.com, www.teachingenglish.org.co.uk. Все материалы на указанных сайтах аутентичны, даются варианты уроков разных уровней, что помогает решить проблему дифференцированного обучения. Уроки четко организованы, предлагаемые задания соответствуют как международным экзаменам, так и требованиям ЕГЭ. Кроме того, издательство «Лонгман» предоставляет учителям электронные ресурсы поддерживающие ряд популярных британских УМК, предлагающие дополнительные материалы к учебнику: упражнения, справочные материалы, игры, он-лайн тесты, консультации методистов; учительские форумы: www.longman.com/friends, www.longman.com/opportunities, www.longman.com/exams, www.language-to-go.com, www.longman.com/dictionaries и др.;
- подготовка устного сообщения с помощью различных англоязычных сайтов. Если нужно подготовить задание по лексике, лучше всего обратиться к британскому сайту www.worldwidewords.org;
- участие в текстовых и голосовых чатах, телекоммуникационных международных проектах, конкурсах, олимпиадах, тестировании, что помогает повысить уровень владения языком, развивать кругозор, получить специальные, необходимые для выполнения конкретного проекта знания, а также объективную оценку знаний, позволяет самоутвердиться, подготовиться к экзаменам, другим конкурсам и олимпиадам;
- оперативная бесплатная публикация творческих работ учащихся;
- самообразование посредством бесплатных или платных курсов дистанционного обучения, в том числе в ведущих британских учебных заведениях;
- переписка по электронной почте в процессе обучения иностранному языку. Электронные адреса зарубежных школ можно найти на сайтах европейской школьной сети: www.eun.org, www. kidlink.org, www.iearn.org. Переписка по электронной почте — один из эффективных способов устанавливать межкультурные связи, преодолевать межкультурные стереотипы, изучать другую культуру, получать знания «из первых рук».
Использование ИКТ, в частности Интернета, в учебном процессе помогает решить проблемы информационно-языкового и образовательного неравенства, разрыва между городской и сельской инфраструктурами в связи с неодинаковыми возможностями получения знаний, языкового образования и доступа к информационным технологиям.
Отметим, однако, что включение мультимедийных технологий в процесс обучения иностранному языку не приводит автоматически к улучшению результатов обучения. Компьютер не способен полностью заменить преподавателя иностранного языка, поскольку на нем нельзя полностью имитировать воспитательные аспекты, он не может планировать занятия, давать индивидуальные консультации, отбирать и подготавливать материал, оценивать процесс и конечный результат работы. Компьютер не следует противопоставлять преподавателю, наоборот, его следует рассматривать как средство поддержки профессиональной деятельности учителя. Поэтому информационная культура педагога-предметника, его умение эффективно интегрировать ИКТ в учебный процесс играют ключевую роль в создании единого образовательного пространства школы. В связи с этим необходимо поставить и решить ряд задач.
- Изменение подхода к внедрению ИКТ в обучение не только со стороны преподавателя, но и со стороны администрации образовательного учреждения. Учителям-предметникам крайне нужна поддержка администрации школы, предполагающая, например, обеспечение необходимым количеством компьютеров, помощь учителя информатики или технического ассистента, состыковку расписания, возможность доступа в кабинет информатики или мультимедиацентр.
- Содействие учителям иностранного языка в освоении новых технических средств и новых методик с использованием этих средств, так как готовность и способность педагогов к их применению являются решающими факторами успешного внедрения ИКТ в учебный процесс. Каждый учитель иностранного языка стремится использовать на занятиях магнитофон и видео. До сих пор компьютер и Интернет не воспринимаются как еще один инструмент обучения. Большинство педагогов, получивших гуманитарное образование, не умеют пользоваться компьютером, и мысль о необходимости его применения вызывает у них раздражение и страх перед техникой.
- Подготовка учителя иностранных языков к профессиональному, систематическому освоению информационных технологий. Первый этап такой подготовки осуществляется обычно силами учителей информатики на курсах повышения квалификации, где преподаватели иностранных языков осваивают основы компьютерной грамотности: умение работать в программах средах как Word, Excel, Power Point. Не хочется умалять всей важности подобных курсов, но, как правило, их КПД недостаточно высок. Научившись печатать тексты и создавать презентации, учителя-предметники не могут методически грамотно применить знание ИКТ на уроках. на этом, как правило, процесс формирования ИКТ-компетентности учителя заканчивается, и второй этап, предусматривающей развитие у педагогов способность внедрять мультимедийные технологии в свой предмет, становится, к сожалению, их внутренней проблемой, решать которую им приходится самостоятельно, в лучшем случае посредством самообразования.
Таким образом, из процесса подготовки учителя выпадает значимый этап — теоретическая и практическая помощь методистов в применении современных информационных технологий в учебно-познавательной деятельности.
- Совместная работа учителя-предметника с «наемными» программистами при создании обучающих программ. Чаще всего программные средства создаются с помощью учителей информатики, а также творческих проектных групп учащихся под руководством педагога-предметника. Учитель информатики выступает как технический руководитель, педагог-предметник — как генератор содержания работы и эксперт, а учащиеся — как исполнители, пусть даже достаточно высокого уровня. Однако подобный вид работы не всегда продуктивен и удобен учителю: не все темы и подходы, необходимые ему для урока, могут быть посильны учащимся; жесткие временные рамки также снижают эффективность создаваемого программного продукта; чувство неудовлетворенности уровнем своей информационной компетенции и зависимость от третьих лиц нередко вызывают нежелание педагогов-предметников создавать программные продукты.
- Юридическое урегулирование проблемы авторских прав. Учителя, добившиеся определенных результатов в сфере создания обучающих программ, охотно делятся опытом со своими коллегами, обмениваются рекомендациями по применению этих программ, но не всегда предоставляют другим программное обеспечение, созданное своими силами, мотивируя это тем, что данный продукт является авторской разработкой. необходимо решить этот вопрос, для того чтобы программный продукт можно было купить на законных основаниях.
Вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что для успешного внедрения в учебный процесс информационно-компьютерных технологий и, как следствие, его оптимизации необходимо разработать программу формирования единой информационной образовательной среды школы и внедрения ИКТ в учебный процесс на базе междисциплинарной интеграции при поддержке администрации школы и органов образования различных уровней.
Хочется отметить, что на сегодняшний день ведется большая работа кафедр информационных технологий и иностранных языков НИРО и по проектированию информационно-образовательной среды современной школы и по использованию ИКТ в преподавании иностранных языков.
Но, как нам кажется, основной акцент ставится на то, чтобы охватить наибольшее количество обучаемых и преподнести основы ИКТ; ведь сейчас сложилась такая ситуация: компьютерная техника в школах есть, а работать с ней некому.
Вместе с тем, освоив ИКТ технически, нельзя забывать о методических и педагогических аспектах. Но для этого требуется бóльшее количество специалистов, чем то, что имеется на кафедрах НИРО. Для решения этой задачи необходимо более тесное сотрудничество с профильными ВУЗами, в частности НГЛУ.
Учителя-предметника нельзя оставлять наедине со своими проблемами — он нуждается в централизованной помощи специалистов и, что самое важное, должен быть уверен, что стоящие перед ним проблемы преодолены.
Литература
1. Захарова, И. Г., Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для студ. Выс. пед. учеб. Заведений / И. Г. Захарова. — М. : Академия, 2003.
2. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе И. А. Зимняя. — М., 1991.