Урок XXI века
Урок XXI века
«Урок должен быть пронизан творчеством
и вместе с тем оставаться уроком».
С.И.Гессен
За годы своей деятельности учитель проводит более тридцати тысяч уроков. Урок всегда стоял и должен стоять в центре внимания, так как именно он является основой содержания деятельности и учителя, и ученика.
М.Н.Скаткин называл урок «творимым педагогом педагогическим произведением». А педагог-новатор П.Н.Ильин определяет урок как «помощь ученику». С.С. Татарченкова дает следующее определение урока: «Урок – организация учителем самостоятельной умственной деятельности ученика по качественному овладению полезным содержанием учебного материала за определенное время».
К сожалению, часто учитель упрощает подготовку к урокам и урок принимает традиционный характер с преобладанием пассивных форм работы. При определении содержания урока учитель часто идет от своей цели – дать ученику очередную порцию программного материала, а не от ученика и его деятельности по усвоению полученной на уроке информации.
Г.К.Селевко выделяет следующие отрицательные стороны традиционного урока:
· шаблонное построение; единообразие (стандарт с 1 по 10 класс);
· нерациональное использование времени на уроке, первичная ориентация в большом объеме на отобранной на урок информации и перегрузка домашними заданиями;
· пассивность или видимая активность большей части класса, интеллектуальная перегрузка;
· недостаточность общения учащихся друг с другом (а часто и полное его отсутствие);
· усредненный подход ко всем учащимся класса;
· недооценка роли обратной связи;
· несовершенство контроля над усвоением знаний и приобретением умений.
Но всякий раз, когда речь заходит о замене урока иными формами организации обучения, у урока находятся резервы совершенствования, более современные способы разрешения противоречий. Урок динамичен, он способен впитать на практике то новое, что появляется сегодня в теории обучения, если это действительно новое.
Многими педагогами прошлого поднималась проблема хорошего урока. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что суть хорошего урока заключается в том, чтобы «организовать работу всех учеников именно на уроке, а не перекладывать ее на дом». А П.К. Каптерев писал: «Каждый хороший урок является шагом вперед в развитии ребенка». Завершить экскурс в прошлое хочется словами С.И.Гессена, который говорил, что «хороший урок предполагает творческую совместную деятельность учителя и ученика по решению образовательных целей, и результатом такой деятельности является переход урока из образовательной формы в форму самообразования».
В последнее десятилетие проблемами хорошего урока остаются следующие:
· организация взаимодействия учителя и ученика на уроке; ученика с учеником, ученика с самим с собой;
· выстраивание субъект-субъектных отношений в учебном процессе;
· принятие ученика как ценности.
Тогда для ученика хорошим уроком будет такой урок, после которого у него повысится уважение к самому себе и появится ощущение себя более компетентным, чем до урока.
В современной педагогике идут поиски, направленные на изменение традиционного обучения, которые включают следующие этапы:
1. построение обучения в контексте непрерывного образования;
2. курс на создание для учащихся возможностей познавать мир, вступать с ним в диалог, самому искать ответ;
3. переоценка учителем своей роли на уроке. Роль учителя как помощника в работе ученика, организатора его самостоятельной учебно-познавательной деятельности, режиссера взаимодействия ученика с учебным материалом, друг с другом, с самим учителем;
4. изменение отношения к ученику: доброжелательность, принятие и поддержка ученика, позитивная оценочная реакция;
5. включение в учебный процесс наряду с познавательной и эмоционально-личностной сферы человека.
Решение перечисленных проблем поможет избежать того, о чем много лет назад предупреждал учительство О.В.Ключевский: «Каждый педагог должен осознавать цели образования, видеть образ того идеального выпускника, которого должна выпускать школа. В противном случае, педагоги будут продолжать воспитывать и обучать только себя. А так как воспитателей много, то они, стараясь в каждом ученике воспроизвести самого себя, разорвут в клочки нравственную личность своего питомца».
Обзор материалов книги С.С. Татарченковой «Урок как педагогический феномен подготовила зам.директора по УВР А.А.Персонова.