Схема анализа процесса формирования общеучебных умений и навыков
Редакция Методического вестника сочла необходимым еще раз обратиться к схеме анализа процесса формирования общеучебных умений и навыков.
1. Учебно-организационные умения:
Учитель на уроке:
> Оглашает цель урока;
> Определяет задачу конкретного этапа урока;
> Учит планировать выполнение задания;
> Учит находить наиболее рациональные способы выполнения;
> Учит самооценке выполняемой работы.
Ученик на уроке:
> Выполняет соответствующую работу, подражая учителю;
> Вносит свои элементы;
> Использует знания о способе деятельности творчески;
> Овладевает соответствующими умениями.
2. Учебно-интеллектуальные умения:
Учитель на уроке:
> Продуманно работает над интеллектуальными умениями и навыками;
> Реализует межпредметную методику их формирования;
> Согласовывает свои действия с другими преподавателями;
> Опирается на уже известное ученикам;
> Вводит умения практически;
> Вводит умения с объяснением их теоретической основы;
> Развивает умения дальше.
Ученик на уроке:
> Использует умения правильно, уверенно;
> Допускает ошибки, использует операции не полностью;
> Не владеет сформированными интеллектуальным умением.
3. Учебно-информационные умения.
Учитель на уроке:
> Уделяет внимание процессу чтения;
> Методически подготавливает введение в урок активного чтения;
> Осуществляет дифференцированный подход в формировании навыков чтения.
Ученик на уроке:
> Читает в норме, выше нормы, ниже нормы (основные недочеты).
Учитель на уроке:
> Обучает продуктивным методам работы с учебником;
> Определяет характер познавательной деятельности при работе с учебником (воспроизведение, творческое осмысление, применение);
> Учит работать с планом, тезисами, конспектами, схемами, таблицами, диаграммами.
Ученик:
> Работает с учебником недостаточно самостоятельно и уверенно;
> Затрудняется в работе с планом, тезисами и т.д.
> Владеет приемами работы с учебником.
Учитель на уроке:
> Привлекает дополнительную литературу во время объяснения нового материала;
> Учит работать с дополнительной литературой по предмету;
> Включает элементы библиографической грамотности в занятия с учащимися.
Ученик:
> Умеет работать с дополнительной литературой;
> Владеет библиографической грамотностью;
> Не обращается к дополнительной литературе.
4. Учебно-коммуникативные умения;
Учитель на уроке:
> Развивает внимание учащихся;
> Обучает слушать и записывать объяснения учителя, иногда ответ ученика;
> Развивает монологическую речь;
> Развивает диалоговую речь, умение ставить вопросы.
Ученик:
> Управляет собственным вниманием;
> Слабо управляет собственным вниманием;
> Умеет ставить вопросы, включаться в диалог;
> Сформированы основные типы монологической речи.
В проекте Стандартов среднего (полного) общего образования дается следующая характеристика общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Предлагаемая рубрикация имеет условный (примерный) характер. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников.
Познавательная деятельность.
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных; характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки; владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.
Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.
Информационно-коммуникативная деятельность.
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.). Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.
Выбор чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического, официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации.
Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).