Методика подготовки тестового контроля в учебном процессе
О методике подготовки тестового контроля в учебном процессе
По материалам брошюры Романов В.А. Методика подготовки и проведение тестового контроля в учебном процессе. – Чебоксары: «Клио», 1998, С.11-13.
Можно выделить шесть типов мыслительных навыков, определяя для каждого из них систему деятельности ученика. Использование в образовательной деятельности этой системы позволяет достаточно просто определить, где начинается углубленное изучение предмета, а где речь идет о базовом образовании.
Мыслительные навыки |
Определение
|
Что делает ученик
|
Примеры заданий
|
Информация (знания)
|
Запоминание специфической информации, базовых понятий | Вспоминает, реагирует, узнает |
-Дайте определение естественного отбора. -Что обозначает данный географический знак? |
Понимание | Понимание заданного материала независимо от другого материала, решение типовых ситуаций, предсказание результатов опыта | Объясняет, показывает, интерпретирует | -Нарисуйте картинку, представляющую Россию начала XX века. - Каким образом информация записывается на магнитный диск. - Для чего на географических картах используют символы (знаки)? |
Применение | Использование методов и теорий в новых, не совсем типовых ситуациях | Демонстрирует, конструирует, применяет |
-По данной карте города составьте маршрут экскурсии, который пройдет через три исторических памятника. -Найдите площадь пришкольного участка (сложной формы).-Распечатайте набранный вами фрагмент теста в заданном формате. |
Анализ | Разделение информационного объекта на составляющие элементы, выявление взаимосвязей | Обдумывает, перечисляет, сравнивает рассуждает. Выделяет, оценивает |
-Определите, к какому классу относится данное насекомое. -Среди утверждений данной статьи укажите три, которые являются фактами, и три, которые являются мнениями. -Оцените данный принтер с точки зрения редактора газеты. |
Синтез | Составление целого из отдельных его частей | Комбинирует, составляет, моделирует, планирует |
-Напишите рассказ «Му-му» с точки зрения собаки. -Нарисуйте географическую карту выдуманной страны, используя не менее 20 географических символов. -Что необходимо для открытия собственного малого предприятия? |
Сравнительная оценка | Определение ценности методов и материалов, когда заданы цели, стандарты, критерии | Оценивает по параметрам, сопоставляет, прогнозирует |
-Опишите климат и другие географические особенности страны, которую вы изобразили. -Как поведут себя два главных героя рассказа в новой, неописанной ситуации? -В каких случаях демократическое устройство государства менее эффективно, чем диктатура? |
В последнее время для оценки деятельности учеников находят широкое применение списки ключевых слов, употребляемых учениками. По ним можно идентифицировать мыслительные навыки, демонстрируемые учеником. Это может быть еще одним подходом к языку представления планируемых результатов обучения.
Ключевые слова:
Информация: по определению ….;
Понимание: так, как ….;
Применение: используя …;
Анализ: по сравнению с ….; отсюда логически следует….; в отличие от ….; подобным образом …..;
Синтез: предположим; составим …; представим ….; что, если ….; что касается …..; в отличие от….; в этом случае….;
Сравнительная оценка: если … то …. Иначе; лучше (хуже) всего ….; с одной стороны…..; самое лучшее (хуже) …
Классификация умений и навыков
Общеучебные умения и навыки (необходимы на занятиях почти по всем предметам, развиваются на всех предметах):
Учебно-организационные: обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности.
Учебно-информационные: обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач.
Учебно-логические: обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.
Учебно-коммуникативные: позволяют школьнику организовывать сотрудничество со старшими сверстниками, достигать взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми, объединениями.
Глушенкова А.В. Диагностика учебных умений и навыков (из опыта работы школы по формированию индивидуальной траектории обучения школьников)/ Управление современной школой.- 2009.- № 1.- с.102-107
Рекомендуемая литература:
1. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования).- М.: Интеллект-центр, 2001.- 296 с.
2. Равен Д. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы, Пер. с англ. – М: Когито-Центр, 1999.- 144 с.
3. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену ( по русскому языку, литературе, математике, географии, биологии, химии, физике, истории, обществознанию) с 2001 по 2008 г.г.