Общая схема развития в раннем юношеском возрасте (16-18 лет)
Ведущий вид деятельности
Учебно-профессиональная. Активно происходит процесс профессионального самоопределения: различные виды профессиональной деятельности изучаются, сортируются, применяются к себе. Происходит выбор той профессиональной деятельности, которая соответствует жизненным установкам, ценностям, притязаниям юношей (хотя уровень притязаний у них нередко завышен), склонностям и способностям. В целом, к окончанию школы старшеклассники определяются с выбором будущей профессии, хотя выбор этот может быть отнюдь не окончательным. Учебная деятельность рассматривается' ими, как необходимое и обязательное условие для реализации профессиональных планов, и нередко - жизненных планов и целей.
Ведущие новообразования
Высокая степень рефлексии (анализа своих черт характера, поступков). Но рефлексия переносится с некоторого взгляда на себя «из вне» на субъективную динамическую позицию «изнутри». Конкретизируется самооценка: развивается умение отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего представления о себе, своих возможностях и способностях.
Более высокий уровень развития самосознания, более четкий и структурированный .«образ «Я»».
Другие
Построение особой временной перспективы. Временной горизонт расширяется вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая не только личные, но и социальные перспективы. Изменение временной перспективы тесно связаны с переориентацией юношеского сознания с внешнего контроля на внутренний самоконтроль и ростом потребностей в достижении.
Познавательное развитие
Расширение интеллектуальных возможностей, подъем интеллектуальной активности. Возрастание интереса и способности к отвлеченной мысли, к обобщению. Более высокий уровень развития мышления, памяти, внимания, воображения.
Личностное развитие
Юношеский возраст связан с ответами на 2 важнейших вопроса: «Кем быть?» (профессиональный выбор) и «Каким быть?» (нравственно-личностный выбор). Оба эти процесса идут параллельно и взаимосвязанно и характеризуются движением от детской зависимости к взрослой ответственности. Происходит поиск смысла жизни. Смысл – саморазвивающееся образование, он и есть одно из проявлений жизни. Важнейшую роль в личностном развитии юношей играют взаимоотношения со значимыми взрослыми. Только зрелый человек, с которым у юноши сложились доверительные отношения, может зажечь в полную силу его «Я», поскольку он персонифицирует, конкретизирует сущностные характеристики человека. Для юношей характерны повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряженность. Максимализм в требованиях к себе и к окружающим. «Чувство одиночества» особенно проявляется в этом возрасте, но оно сглаживается, если у юноши складываются хорошие взаимоотношения с социумом.
Социальное развитие
Жизненная и социальная позиция неотделима от мировоззрения личности. Социальная ценность человека определяется тем, насколько его деятельность способствует прогрессу общества. Чем больше человек дает людям, тем богаче становится сам как личность. Задавая вопрос о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Каково мое место в общей борьбе, в какой именно деятельности раскроются мои индивидуальные способности? На эти вопросы нет общих ответов, их каждому юноше нужно выстрадать самому, дойти практическим путем.