Алгоритм организации самоуправления в коллективе
Алгоритм организации самоуправления в коллективе
Основные условия развития самоуправления
Существует ряд условий, обеспечивающих успешное развитие ученического самоуправления. Они вытекают из тех макаренковских правил, которые сегодня приняты на вооружение коммунарской методикой. Вот эти правила:
- Воспитание детей должно осуществляться в коллективе и через коллектив, в творческом общении, в деятельности, направленной на преобразование окружающей жизни.
- Жизнь детского коллектива – не подготовка к будущему, а полноценное явление сегодняшней общественной жизни.
- Детский коллектив не может существовать без постоянного движения вперед.
- Детский коллектив не может двигаться вперед без систематического анализа своей деятельности.
- Управлять детским коллективом, стоять над ним, невозможно. С коллективом надо слиться, раствориться в нем.
- Основные воспитательные функции - первичному коллективу.
Вся воспитательная деятельность имеет смысл и положительные результаты только в том случае, если в ней участвует каждый ребенок, т.е. каждый является субъектом воспитания.
Условия развития самоуправления взаимосвязаны. Перечислим основные условия развития самоуправления учащихся:
- Психолого-педагогическая грамотность руководителя, его безусловная компетентность в вопросах самоуправления
- Наличие системы в организации самоуправления
- Создание целостной системы самоуправления
- Наличие коллективной общественно значимой цели
- Осознание учащимися необходимости достижения коллективной цели
- Наличие органов самоуправления
- Правильное распределение обязанностей и поручений по принципу: каждому делу – свой организатор
- Определение задач для каждого учащегося в достижении общей цели
- Грамотная организация коллективной и индивидуальной деятельности учащихся
- Соответствие характера деятельности возрасту и интересам учащихся
- Самостоятельность, самодеятельность учащихся при оказании необходимой поддержки и помощи со стороны руководителя
- Добровольности участия школьников в самоуправленческих акциях, проявление инициативы и творчества при организации деятельности
- Постоянное усложнение функций актива и расширение зоны его деятельности
- Последовательное увеличение числа активных участников всех управленческих процессов
- Усложнение деятельности коллектива и накопление у школьников опыта организаторской работы, развитие коллективных традиций самоуправления
Данные условия опираются на ряд принципов организации самоуправления, которые выражаются в следующих положениях:
1. Принцип демократического централизма.
Означает выборность всех руководящих органов самоуправления снизу доверху; периодическую отчетность рабочих органов самоуправления общему собранию, вышестоящим органам самоуправления; обязательность решений высших органов для низших; коллективность в работе всех органов самоуправления; личную ответственность каждого за выполнение своих обязанностей; требует строгой дисциплины, выполнения Устава, правил для учащихся, кодекса прав и обязанностей ученика.
2. Принцип педагогического содействия.
Заключается в том, что педагогический коллектив посредством педагогов-консультантов через общешкольные органы ученического самоуправления, классные руководители через совет представителей класса осуществляют педагогическое влияние на всех учащихся школы, учат их методике организации и управления, помогая тем самым развитию общешкольного коллектива. При этом формы помощи учащимся в организации самоуправления и коллективной деятельности могут быть самыми разнообразными. Это и передача собственного организационного опыта, занятия в школе актива, консультации, инструкции, положения, выступления на собраниях, участие в коллективном планировании, анализе и т.д.
3. Принцип конкретной предметной деятельности органов ученического самоуправления
Требует реальной, а не фиктивной организации самоуправления: есть деятельность – есть орган самоуправления, который живет и развивается, нет деятельности - не может быть и органа самоуправления. Коллектив создает органы самоуправления либо под традиционную деятельность, либо под ту, которую необходимо развивать в коллективе, исходя из роста.
4. Принцип единого планирования.
Заключается в том, что в планах воспитательной работы школы, руководителя, общественных организаций, классных и школьных родительских комитетов учитываются возможности всех первичных детских коллективов с тем, чтобы все учащиеся школы при реализации планов были вовлечены в разностороннюю общественно-полезную деятельность. Педагоги, родители, общественные ученические организации, стимулируют таки образом активность учащихся, формируют у них ответственность за решение коллективных задач и целей, способствуют развитию и укреплению общешкольного коллектива.
5. Принцип развития инициативы и самодеятельности учащихся.
Заключается в том, что педагоги-консультанты, руководители учат детей самоорганизации, стимулируют инициативу и самодеятельность самих учащихся, а не подменяют их в решении вопросов коллективной жизни и деятельности.
6. Принцип преемственности и сменяемости актива.
Заключается в установлении товарищеской взаимосвязи старших учащихся с младшими в работе соответствующих разновозрастных комиссий, штабов и советов, где младшие учатся у старших, старшие готовят себе смену. Сменяемость обеспечивается тем, что один раз в течение года у учащихся сменяются «должности», а так же происходит многократное в течение каждого месяца участие в разнообразных видах общественно полезной деятельности. При этом занятие «руководящей должности» сочетается с «рядовой», т.е. если учащийся избран в общественный орган руководителем, то в классном коллективе, к примеру, он входит в тот или иной орган как рядовой член, а не руководитель этого органа. Таким образом, формируются умения и руководить, и подчиняться одновременно.
7. Принцип единства прав и обязанностей учащихся.
Означает сочетание их общественных и личных интересов в работе органов ученического самоуправления. В основе деятельности лежат при этом общественно значимые мотивы: долг, интересы коллектива, товарищей, школы.
Несмотря на общие принципы, общую логику развития самоуправления, действия любого руководителя глубоко индивидуальны. И эта индивидуальность всегда была озарена творческим подходом к общению с детьми и воспитанию у них лучших человеческих качеств.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОУПРАВЛЕНИЯ
1. Анализ, самоанализ, выявление причин нерешенности отдельных задач.
2. Определение целей и задач на новый период
3. Планирование действий руководителя; коллективное планирование: определение содержания работы коллектива на новый период
4. Определение форм и методов работы
5. Организация коллективной деятельности
6. Самоконтроль, коллективный контроль над решением задач самоуправления, реализация планов работой актива, оперативный анализ деятельности
7. Подведение итогов, итоговый анализ деятельности
8. Регулирование деятельности и отношений в коллективе
9. Разработка перспектив развития самоуправления
Автор: Екенина Н.В., ведущий специалист отдела образования, г. Екатеринбург
УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ШКОЛЕ: СТРУКТУРА, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВЫБОРЫ
Кандидатами могут выдвигаться учащиеся 8-11 классов. Кандидат представляет в оргкомитет:
- Программу;
- Автобиографию со своими личными достижениями. План проведения выборов:
Президентская кампания:
- Выбор кандидатов от классов;
- Представление программ кандидатов в президенты оргкомитету школы;
- Образование инициативных групп для поддержки кандидатов (газеты, плакаты, устная агитация в классе);
- Проведение круглого стола «Я самый лучший президент» (презентация программ кандидатов, дебаты).
- Выборы органов самоуправления:
- Заседание Совета старшеклассников «Лидер»;
- Выборы президента
- Выборы президентского совета
Старостат
Старостат является из органов школьного ученического самоуправления. В него входят старосты 5-7 классов. Председатель является членом совета старшеклассников.
Задачи старостата:
- Содействие формированию у школьников личности лидера, способного к сотрудничеству с другими в коллективной деятельности, владеющего культурой межличностных отношений, готового и умеющего защищать прав и интересы своего коллектива;
- Помощь в освоении учащимися социальной роли организатора различных дел;
- Развитие у школьников самостоятельности и творческого мышления
Автор: Гуданис В.Я., зам. директора по воспитательной работе, школа № 1, г. Гороховец, Владимирская область