Оптимизация учебно-воспитательного процесса в условиях многопрофильного лицея
Оптимизация – целенаправленный подход к построению процесса обучения, при котором в единстве рассматриваются
• принципы обучения,
• особенности содержания изучаемой темы,
• арсенал возможных форм и методов обучения,
• особенности данного класса
и на основе системного анализа всех данных сознательно, научно обоснованно (а не стихийно, случайно) выбирается наилучший для конкретных условий вариант построения процесса обучения.
Критерий оптимизации – признак, на основании которого производится сравнительная оценка возможных решений и выбор наилучшего из них.
В качестве важнейших критериев оптимальности процесса обучения необходимо считать:
- эффективность, качество решения учебно-воспитательных задач, которые определяются по результатам успешности учения, уровню воспитанности и развития школьников, по степени соответствия с нормативными требованиями;
- расход времени и усилий педагогов и школьников, затрачиваемых на их решение (так, например, признак оптимизации расходов времени на достижение предупреждения неуспеваемости школьников сокращение и исключение расходов времени учителя на дополнительные занятия и внеурочные опросы учащихся, сокращение расходов времени учащегося на домашнюю работу до допустимых норм).
Контроль сможет реализовать многообразные позитивные функции лишь в том случае, если он будет основываться на соблюдении целого ряда условий оптимальности его применения, если в каждом конкретном случае будут отыскиваться наилучшие средства контроля и их сочетание, если будет обеспечена самая благоприятная психологическая атмосфера в ходе контроля, исключающая возникновение у учащихся чувства страха, боязни, стрессовых ситуаций, особенно в момент выполнения контрольной работы. Это пагубно отражается на волевой и эмоциональной сфере детей, на всем складе их жизни и учебы, в которой они не могут показать из-за эмоционального напряжения и заторможенности мыслительной деятельности действительного уровня знаний и умений...
***
...Среди условий оптимизации процесса обучения мы отводим большую роль умению учителя создавать на уроке благоприятную морально-психологическую атмосферу, при которой учебная деятельность школьников протекает особенно плодотворно на уровне их максимальных учебных возможностей. Ученики при этом не испытывают эмоционального напряжения, чувства страха, боязни, обиды...
***
...Благоприятный микроклимат на уроке создают «ситуации успеха» особенно у слабоуспевающих школьников. Речь идет о таком подходе к ученику, когда учитель дает ему задание будучи заранее уверенным, что оно будет успешно выполнено...
***
...Прежде всего, можно назвать ошибочной ориентацию некоторых педагогов на чрезмерное повышение роли неудовлетворительных оценок как средства активизации учения и формирования ответственного отношения к учебе. Опыт показывает, что преувеличение роли наказания «двойкой» ведет нередко к отрицательным результатам, формирует у части школьников нежелание активно учиться, возводит барьер между учащимся и данным учителем. Ученики перестают обращаться к такому учителю с вопросами при затруднении, начинают скрывать непонимание учебного материала, прибегают к использованию шпаргалок и т.д...
Ю.К.Бабанский «Оптимизация процесса обучения»
По страницам книги Марковой А.К. Психология труда учителя. - М: Просвещение, 1993г.
… Учителю, изучающему состояние знаний у ученика, мало указать в общем виде на их недостаточность, а важно определить чего именно в знаниях данного ученика не хватает. Для этого желательно учесть описанные в психологии и дидактике параметры знаний:
• виды знаний (знание фактов, понятий, терминов, законов и теорий, знания о способах деятельности и методах познания).
• этапы усвоения знаний (заучивание, запоминание, понимание, применение в знакомых и новых условиях, оценивание).
• уровни усвоения (репродуктивный, поиск новых способов решений).
• качество знаний: научность, системность, обобщенность и т.д.
***
...Стремление к постоянному и конструктивному самооцениванию характеризует зрелую педагогическую деятельность учителя. Оно определяется самой сутью труда учителя: человек не будет способен разобраться в мотивах и чувствах другого человека, если он не может разобраться в себе.
В практике школы наблюдается нежелание анализировать свою работу, неумение учителя определить слабые и сильные его стороны, что тормозит проектирование своей будущей педагогической деятельности, ее совершенствование...
***
..Главное не то, что дал учитель, а что взял ученик...
Факторы, влияющие на качество знаний
- Уровень индивидуальных особенностей учащихся (интересов, мотивов...)
- Уровень преподавания
- Уровень внеурочной воспитательной работы
- Уровень сформированности общих и специальных умений
- Состояние сложившейся системы оценивания знаний
- Состояние учебно-методического обеспечения процесса обучения
- Состояние внешнего влияния (семьи, СМИ и т.д.)
Факторы, влияющие на качество преподавания
- Уровень научно-теоретических знаний
- Состояние методической подготовки
- Состояние психолого-педагогической подготовки
- Уровень мотивации, учения.
- Уровень владения современными педагогическими технологиями
- Состояние гуманизации отношений
- Участие в опытно-экспериментальной работе
- Уровень нововведений
- Уровень организации педагогического труда
- Состояние методической учебы учителей
Факторы, влияющие на качество работы с родителями
- Состояние управления со стороны школьного совета
- Уровень демократизации внутришкольного управления
- Состояние педагогической пропаганды в школьном коллективе
- Уровень микроклимата в школе
- Состояние управления со стороны классных родительских комитетов
- Состояние работы м.о. классных руководителей
- Состояние работы социальных комиссий при муниципалитетах
Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы.