Анализ урока администратором/ учителем/ экспертом
Посещение уроков: что наблюдает и оценивает администратор.
Из опыта работы замдиректора школы № 1415 г. Москва Е.И. Кучеренко.
Собственная многолетняя практика позволила коллективу администрации школы выработать определенные значимые критерии для успешного анализа деятельности учителя. Предлагаемая нами система предназначена преимущественно для использования на уроках естественно-научного и физико-математического цикла.
Пометки в рабочем блокноте.
Во-первых фиксирую наличие или отсутствие структуры урока, фаз, этапов взаимодействия учащихся с учителем, соблюдение им временных рамок и динамики. (См таблицу).
Вид деятельности учителя и учащихся | Время |
1. Приветствие и мотивирование уч-ся на совместную деятельность | 1 мин |
2. Проверка д/з | 3-5 мин |
3. Повторение пройденного материала | 3-4 мин |
4. Изложение нового материала | 10-12 мин |
5. Закрепление пройденного материала | 7-8 мин |
6. Преподнесение д/з | 2-3 мин |
7. Подведение итогов урока и его окончание | 1 мин |
Четкий распорядок урока и его соблюдение учителем способствует формированию у учащихся определенной рабочей установки, готовности к последовательному выполнению необходимых действий. Вяло протекающий, «аморфный» урок не способствует пробуждению умственной активности. А чрезмерное затягивание одних этапов ведет к неминуемому «урезанию» остальных. Конечно, существуют разные обстоятельства, влияющие на динамику отдельных фаз урока, но наличие между ними явно определенных границ обязательно.
Начало урока. Мотивирование учащихся на плодотворную совместную работу. Часто этот этап «проглатывается» мимоходом, будто бы подразумевается, что ученики и так должны знать, зачем пришли на урок. Мотивирование предполагает возникновение у детей желания работать с учителем и уверенность в том, что они смогут быть успешными на сегодняшнем уроке, а учитель будет стремиться к позитивному взаимодействию с каждым из них.
Проверка домашнего задания. Фронтальная, осуществляемая самим учителем. Взаимопроверка детьми друг друга. Самопроверка, в ходе которой одним из учащихся демонстрируется заведомо правильное домашнее решение и происходит обсуждение, сравнение результата с результатами остальных учащихся.
Повторение изученного материала. Отмечаю уровень активности и участия в работе всех учащихся, удается ли учителю устойчиво задействовать у школьников произвольное внимание или дело ограничивается редкими непроизвольными включениями. Верно ли методически подобран предлагаемый к повторению материал, насколько актуально его повторение в контексте данного урока.
Изложение нового материала. Оценивается фактологическая, научная точность. Реализован ли учителем генетический принцип подачи нового материала «от простого к сложному», актуализирована ли его связь с ранее изученным? Использует ли учитель в учебном взаимодействии технические средства обучения: макеты, модели, таблицы, графики, видео, мультимедиа и т.д.
Опирается ли учитель, излагая новый материал, на содержание имеющегося у школьника учебника? Ведь при самостоятельной домашней проработке вновь изученного материала ученик должен обратиться к конкретному учебнику, а значит, на уроке ему должно быть разъяснено содержание всех приведенных в изучаемом параграфе таблиц, графиков, схем, формул. Ученик не обязан самостоятельно разбираться в учебнике. Это должен сделать учитель, дав на уроке исчерпывающие сведения, необходимые для усвоения его содержания. Небрежность учителя в использовании учебника оборачивается трудноразрешимыми проблемами для его учеников.
Закрепление пройденного материала. Особое внимание обращается здесь на тщательность подбора упражнений для повторения, соответствие их заявленной теме занятия. Использование в ходе повторения разных видов деятельности: устная или письменная форма работы – заполнение таблиц, элементов тестов и т.д.
Домашнее задание. В основе своей оно должно содержать инвариантную часть изложенного материала, то есть требовать для успешного выполнения лишь тот минимум навыков, которым должны овладеть все школьники. Вариативная часть в виде всяческих «сюрпризов» и «неожиданностей» повышенной трудности должна задаваться сверх программы» по выбору для тех пытливых умов, кто пожелает углубленно овладеть предметными знаниями. В д/з должны присутствовать задачи, требующие не просто репродуктивного повторения, но и навыков переноса знаний.
Подведение итогов урока. Это важный этап, венчающий всю совместную деятельность учителя и школьников. Иной раз бывает так что учитель диктует д/з уже после звонка с урока, а итоги подводит лишь с теми учащимися, кого интересует оценка собственной работы и кто готов задержаться для этого на перемене. Подведение итогов должно происходить в ходе урока. Учитель должен еще раз обратить внимание учащихся на изученную тему и логически завершить все предыдущие учебные взаимодействия. Оценить результативность отдельных учащихся и класса в целом, объявить полученные оценки, поблагодарить за совместную работу и попросить подать дневники.
Схема самоанализа урока учителем
1. Охарактеризовать класс, в котором проходил урок.
2. Охарактеризовать место темы урока в системе других уроков.
3. Каковы цели урока?
4. Какова их результативность к концу урока?
5. Тип урока и соответствие его дидактическим целям.
6. Охарактеризовать использованные методы и приемы, их соответствие изучаемому содержанию.
7. Охарактеризовать организационные формы деятельности на уроке и их соответствие уровню подготовленности класса.
8. Каков результат качества знаний учащихся? Что повлияло на их результат?
9. Каков эффект развития урока? В чем он проявляется и каковы методики его диагностики? Как фиксировался общий результат?
10. Показать связь дидактических целей урока с содержанием учебного материала, методами преподавания и способами учебной деятельности учащихся?
Анкета для самоанализа проведенного урока.
1. Удалось ли удержать все виды деятельности в рамках объявленной темы урока?
2. Правильно ли определены цели и задачи урока, учтены ли при этом особенности данного класса?
3. Удалось ли выбранными приемами сформировать у учеников мотивацию учебной деятельности на данном уроке и дать их целевую установку?
4. Насколько оптимальными для реализации целей урока оказались выбранные формы, методы, приемы организации учебной деятельности? Правильно ли определены подзадачи каждого вида деятельности (как ожидаемого результата выполнения тех или иных упражнений, задач и др.)
5. Оптимально ли определено временное соотношение частей урока?
6. Удалось ли правильно определить цели, место, формы и приемы контроля? Какова их эффективность? Имела ли место мотивация отметок?
7. Удалось ли правильно построить устную речь, свою и учащихся (исправление речевых ошибок наличие монологических акцептов, пауз, выразительность высказываний и т.д.)?
8. Правильно ли организована работа с домашним заданием: его подбор, характер, система объяснения и оценки? Место домашнего задания в реализации целей урока?
9. Удалось ли организовать работу детей по оценке собственной деятельности на уроке с позиции осуществления целевой установки?
10. Какова степень достижения целей данного урока?
Наши коллеги Макарова Л.В. и Тунакова Л.А. принимали участие в работе жюри конкурса «Учитель года» Мы сочли интересным предоставить материалы оценки объекта экспертизы - урока учителя-участника конкурса «Учитель года-2006».
Критерии | Показатели | Уровни | ||
1 | 2 | 3 | ||
Наличие организационного момента урока | 1. Подготовка уч-ся к началу урока. 2. Способ включения в деловой ритм. 3. подготовленность оборудования и ТСО. | Орг.момент затянулся или представлен не совсем четко | Орг.момент занял 1-2 мин. урока, представлен достаточно четко | Оргмомент оптимальный и создал ситуацию успеха и деловой настрой |
Целеполагание | 1 .Постановки целей. 2.Диагностичная постановка целей. 3. Ясность, четкость постановки | 1. Затруднения в постановке целей. 2. Неправильная постановка целей. 3.Отсутствие комплексности постановки целей | 1. Цели заданы в комплексе. 2. Цели заданы диагностично. | При комплексном и диагностичном задании целей учитывается их связь с формулировкой учебных задач. |
Мотивация учения школьников | 1 .Создание атмосферы заинтересованности. 2. Ориентация на удовлетворение личной заинтересованности и личностно-ориентированных потребностей в рамках учебного занятия. 3.Направленность на формирование внутреннего познавательного интереса. | Поверхностная (1-2 уровень) внешняя мотивация. Осуществляется работа на «ситуативный интерес» | Использует оригинальные приемы формирования внутренней мотивации. Систематическая работа над социальной мотивацией познавательной деятельности. Оригинальные методические приемы и система в работе в формированию внутренней мотивации 5-6 уровня. | Сформирован мотивационый аспект учебной деятельности, учащиеся способны генерировать разные уровни смыслов. |
Психолого-педагогический аспект занятия | 1. Учебное сотрудничество. 2.Стиль общения с классом | 1. Сотрудничества нет, ситуации успеха нет. 2. Авторитарный. | 1. Сотрудничество учитель-ученик, ученик-ученик. 2. Демократический | Сотрудничество учителя и учеников как равных партнеров. Демократический |
Организация учебной деятельности на уроке | 1. Организация для самостоятельной учебной деятельности уч-ся. 2. Скорость реагирования на критические ситуации «ухода от обсуждаемой проблемы | Имеют место попытки «активизировать познавательную деятельность уч-ся». С трудом реализуемое управление ситуацией без привлечения «силовых» методов | Можно говорить о работе над созданием условий для развертывания учебной деятельности уч-ся. Свободное владение ситуацией на уроке. Умеет создавать условия для развернутой самостоятельной учебной деятельности уч-ся. | Свободное владение ситуацией. Умение при необходимости «провоцировать» уч-ся (применять «ловушки» и т.п.) |
Эффективность применяемо и методики или технологии обучения | Выбор форм и методов обучения | 1. Овладение новыми методам и обучения. 2. Традиционная структура урока. 3. Фронтальная работа с элементами групповой работы. | 1. Овладение новыми методами обучения. 2.Поиск новых форм организации урока. 3. Групповая работа (КСО) | Владение широким арсеналом новых методов, форм и средств обучения. Понимание связи между ними. |
Отбор и содержание учебного занятия | Глубина, научность, системность владения учебным материалом. Способы получения знаний. «Генерация» смыслов | Знания на эмпирическом уровне, простейшие абстракции. Способы действий задаются в готовом виде. | Теоретический уровень знаний, абстракции более высокого уровня. Получение знаний в ходе проблемной ситуации | Системность знаний. Самостоятельное получение знаний в ходе учебной деятельности. |
Результативность урока | Использование контроля как фактора управления учебной деятельности уч-ся. Использование оценки и создание условий для осуществления самооценки своей учебной деятельности | Понимание контроля лишь как средства проверки качества знаний. Оценка как фиксация факта освоенности ЗУНов. | Использование элементов контроля и взаимоконтроля. Активное формирование потребности в самооценке | Самоконтроль в развитой форме. Самооценка и потребность в ней. |
Самоанализ урока | -характеристика класса; -место урока в системе уроков, тип урока; -тема урока, цель урока, задачи; - характеристика методов и способов. Их соответствие содержанию урока; -Связь дидактических целей урока с содержанием учебного материала, методами, способами и организационными формами деятельности; Результативность урока. Эффект развития урока. | Частично | Достаточно | Полно |
Полезные советы
Для продуктивной работы очень важно:
- Начинать день с позитивным настроением;
- Отправляться на работу без спешки;
- Перепроверять планы дня;
- С утра заняться важными задачами;
- Приступать к делам без раскачки;
- Согласовывать свои планы с руководством;
- Избегать действий, вызывающих обратную реакцию;
- Избегать незапланированных импульсивных дел;
- Своевременно делать паузы для отдыха;
- Контролировать время;
- План на текущий день составлять накануне;
- Отправляться домой с хорошим настроением.
3. Капустина, «Учимся рационально управлять рабочим временем», журнал «Директор школы» № 10/04 .